Виды узлов в коврах ручной работы

28.12.2023 Количество просмотров199
Виды узлов в коврах ручной работы

Ковры ручной работы – это истинный предмет роскоши. Не существует нескольких одинаковых изделий, и это один из основных факторов, который влияет на их ценность. Мастера, которые трудятся над своими уникальными «произведениями», используют несколько базовых техник плетения, объединенных основным принципом: узлы завязывают на нитях основы, их можно назвать «строительными блоками».

Популярные материалы, из которых ткут роскошные ковры ручной работы – шелк, чистая шерсть и смесь этих двух нитей. Предлагаем рассмотреть в деталях, какие разновидности плетения чаще выбирают и как это влияет на конечную стоимость. 

Четыре разновидности техники ковроткачества

Ткачи восточных ковров обычно используют два основных типа узлов: персидский и турецкий. Существует еще две – тибетский и джуфти, однако их можно встретить не так часто. Рассмотрим принцип создания каждого из них и как выбор техники отражается на внешнем виде и качестве ковра.

Персидский асимметричный узел

Асимметричный узел популярен в Иране, Индии, Турции, Египте и Китае, Средней Азии, Афганистане, Пакистане. Чтобы сформировать этот узел, пряжа оборачивается вокруг одной нити основы, затем проходит под соседней и выводится обратно на поверхность.

Основные характеристики ковра ручной работы, выполненного асимметричным узлом:

  • такие асимметричные узлы, которые еще называют двойными, применяют для ковров с очень тонкой детализацией;
  • персидские ковры обычно ткут из натуральных материалов — шерсти или шелка;
  • ценители отдают предпочтение таким коврам за их мягкость и шелковистость. К таким изделиям приятно прикасаться, они гладкие и прохладные на ощупь.

Турецкий симметричный узел

Симметричный или одинарный узел характерен для ковров, сделанных в Турции, на Кавказе и в Иране. Его выбирают и европейские производители.

Чтобы сделать турецкий узел, шерсть наматывается на две соседние нити основы, протягивается через внутреннюю часть обеих основ и протягивается через центр так, чтобы оба конца выходили между одними и теми же основами. Этот процесс позволяет получить очень надежную конструкцию.

Поскольку плетение выполняется в четыре нити, изготовление ковров по такой технологии занимает гораздо меньше времени. С другой стороны, этот тип узелка уступает персидскому с визуальной точки зрения. Турецкий симметричный не позволяет добиться создания хорошо распознаваемых деталей.

Основные характеристики ковра ручной работы, выполненного симметричным узлом:

  • узоры выглядят несколько угловатыми, строгими. Детали орнамента хорошо заметны. Обычно такие ковры легко отличить благодаря геометрическим рисункам и крупным элементам;
  • ковры более толстые, тяжелые, объемные чем те, что ткутся в персидской технике;
  • шершавая, фактурная поверхность. Симметричный узелок позволяет создавать мягкие и теплые ковры, менее гладкие на ощупь, нежели персидские.

Джофти

Узлы джофти обычно применяют ткачи из Ирана. Они могут быть как симметричным, так и асимметричным. Джофти обычно завязывается на четырех основах, что ускоряет процесс плетения и значительно удешевляет «конечный продукт».

Плотностью плетения джофти значительно уступает двум предыдущим техникам, что негативно влияет на износостойкость.

Ковер джофти пушистый, мягкий, рыхлый, воздушный и прохладный.

Тибетский узел

В Тибете используется своеобразная техника ковроткачества. Перед основой кладут временный стержень, определяющий длину ворса.

Непрерывная пряжа наматывается на две основы, а затем один раз на стержень. Когда ряд петель будет закончен, то их разрезают для построения узлов.

Этот тип наиболее сложный. Мастера из высокогорного Тибета ткут свои «шедевры» из шерсти местных овец.

Как определить тип плетения?

Чтобы определить тип узла, переверните ковер и осмотрите конструкцию сзади. На обратной стороне любого ковра, связанного вручную, вы можете увидеть тысячи крошечных выпуклостей или петель квадратной формы. Эти петли являются видимой частью узлов, которые обвивают нити основы.

Если в месте завязывания узла поперек основы видны только две петли или неровности, значит, ковер изготовлен с использованием турецкого узла. Если видна только одна петля или выступ, то он выткан персидской техникой.

Если количество узлов составляет половину или меньше половины основы, то ковер, скорее всего, изготовлен с использованием джофти.

Какие факторы влияют на цену ковра?

Плотность ковра это важная характеристика, влияющая как на его внешний вид и прочность, так и на стоимость. Плотность означает количество узлов на квадратный дюйм или квадратный дециметр ковра ручной работы и обозначается как “KPI”.

Плотность измеряется в имперской системе (квадратный дюйм) и в метрической системе (квадратный дециметр). Каждый дециметр равен 10 сантиметрам и примерно 4 дюймам. Плотность считают путем подсчета количества узлов на погонный дюйм или дециметр вдоль основы и утка (видно на обратной стороне ковра) и умножения двух чисел. Поскольку обычно эти два числа одинаковы, одно число можно просто возвести в квадрат.

Плотность узлов может быть фактором, влияющим на ценность ковра, но это не всегда так. Если речь идет о традиционных изделиях, то  плотность узлов обычно не имеет значения. Для коллекционеров в таких случаях KPI также не играет решающей роли, потому что оцениваются по другим стандартам, чем ковры, изготовленные в мастерских.

У ткачей-кочевников нет столь сложных инструментов, как у городских ковроделов. Эти ковры обычно имеют плотность узлов от 25 до 100 KPI. Изготовление ковров с более высокой плотностью узлов занимает больше времени, а поскольку кочевники мигрируют по мере смены времен года, если их ковры не будут закончены к моменту миграции, им придется нести с собой ткацкие станки.

Их изделия ценны тем, что узоры созданы по памяти, красители и материалы взяты из окружающей  природы, а главное — в них выражен образ жизни мастеров. Они имеют высокую художественную ценность.

Полезные статьи
Поделиться: